www.azmen.ru
www.azmen.a-idea.ru
Производственная
компания Азмен

Позвоните нам +7 925 805 3070

или напишите hi@azmen.ru

Дефекты сварных швов

К сожалению, сварочные работы далеко не всегда идеальны – и побочным результатом этого становятся различного рода дефекты. По местоположению и методу их возможного выявления их делят на наружные и внутренние. Первые легко обнаруживаются визуально, вторые – только при использовании тех или иных дефектоскопических процедур.

Схематическое изображение самых частых дефектов

Кроме того, дефекты делят на допустимые и недопустимые. Иначе говоря, предусматривающие дальнейшую эксплуатацию изделий с такими погрешностями, или категорически ее запрещающую. Однако в любом случае, какие бы то ни было дефекты надо устранять – либо, в крайнем случае, минимизировать. А лучше – стараться просто не допускать их возникновения.

Очевидно, что последнее требование в значительной степени зависит:

•    от используемого оборудования и инструментов;

•    от качества предварительной подготовки свариваемых поверхностей;

•    от материала, подвергающегося сварке, применяемого газа и присадок;

•    от мастерства сварщиков и используемой технологии.

Наружные дефекты

К таковым относят:

1. Кратеры

Представляют собой воронкообразные впадины в центре сварочных швов, образующиеся по причине неожиданного обрыва дуги. Устраняется дефект завариванием на пониженных токах (наиболее современное оборудование для сварки даже снабжается для этого специальным ПО).

2. Прожоги

В отличие от кратеров, являются сквозными отверстиями, прожигаемыми в металле из-за слишком широкого зазора между кромками, замедленной скорости при сварке или подаче чрезмерного тока. Наиболее часто возникают при сварочных работах с высокотеплопроводными и легкоплавкими металлами (например, алюминиевыми сплавами), и устраняются, соответственно, установкой нормальной геометрии, повышением скорости и понижением тока.

Прожог сварного шва

3. Наплывы

Представляют собой застывшие массы оплавившейся присадки, попавшие на металл, но не сплавившиеся с ним. Образуются наплывы из-за плохой очистки поверхности (особенно от окалины) и неудачно выбранных сварных режимов. Устранение окисла и перенастройка режима проблему устраняет полностью.

4. Подрезы

К появлению этих бороздок, образующихся при сварке параллельно шву, виновны опять-таки неправильно выбранные параметры сварки (дуговое напряжение, сила тока, скорость, неверное направление газовой струи). Чаще всего появление этого дефекта наблюдается при сварке таких соединений, как нахлесточные и тавровые. Устраняется дефект путем уменьшения длины дуги и сварочной скорости.

5. Непровар

Этот дефект представляет собой противоположность прожогу, и, в силу слабости тока, высокой скорости сварки и/или некачественной подготовки кромок, приводит к недостаточной глубине шва или отсутствию образования качественной стыковки. Устранение причин возникновения непровара позволяет нивелировать и негодный результат.

Незаваренный кратер

Очевидно, что основной причиной возникновения большинства внешних дефектов является неопытность либо недобросовестность сварщика.

Внутренние дефекты

Этот вид дефектов в большей степени связан не с человеческим фактором, а с недостатками самих материалов, инструментария либо места работ. В результате образуются:

1. Поры

Наиболее неприятный и часто встречающийся дефект, выражающийся в нарушении целостности сварного шва в виде расположенных в случайном порядке пористых включений. Причин их возникновения достаточно много – это и несовместимость свариваемых материалов, и образование окислов на кромках, и загрязнения ванны, и неочищенные как следует сопла, и неравномерность подачи защитного и сварочного газов, и даже сквозняки в месте проведения работ.

2. Холодные трещины

Представляют собой частичное разрушение готового шва уже после его полного застывания. Причиной обычно является неверный расчет шовной нагрузки.

Кратер на сварном шве

3. Горячие трещины

В отличие от холодных, появляются еще на стадии частичного застывания. Проходят как в поперечном, так и в продольном направлениях и образуются по причине, преимущественно, неверного подбора присадки либо – реже – при отключении сварки при попытках заварить кратер.

Устранение внутренних дефектов (почти всегда являющихся недопустимыми), как правило, невозможно – так же, как и дальнейшая эксплуатация деталей с такими сварными швами.

Поделитесь информацией