В настоящее время изготовление зубчатых колёс ведётся с применением 3-х наиболее распространённых технологий – обката (с применением различных типов режущего инструмента), копирования (или иначе, деления) и накатывания (холодного или горячего). Наиболее современным на настоящее время является первый из методов – обката – с использованием долбяков, червячных фрез либо гребёнок. В виду технической невозможности чисто срезать весь излишний металл одномоментно, процесс обката происходит в несколько проходов.
Изготовление зубчатых колёс с применением долбяка представляет собой прерывистое круговое движение заготовки, согласованное с «пошаговым» (включая обратный ход) эвольвентным движением долбёжного резца. Взаимное, противонаправленное относительно друг друга перемещения долбяка и детали образует собой своеобразный обкат, после каждого оборота которого режущий инструмент подаётся всё ближе к колесу.
Изготовление зубчатых колёс обкатом с использование червячной фрезы использует простой и широко известный принцип червячного зацепления. И, наконец, метод с использованием гребёнки производит тот же обкат, использующий совмещение вращения детали с более сложной траекторией движения зубчатой рейки, называемой гребёнкой. Последняя представляет собой комбинацию двух перемещений – первичного, перпендикулярного оси колеса, «вгрызания» резца в металл, после которого происходит обратно-поступательное снятие слоя стружки.
Следующий метод – копирования (или деления) – основан на точном повторении операции нарезки одной впадины пальцевыми либо дисковыми фрезами. После создания первой впадины режущей кромкой, делительное пошаговое устройство производит поворот детали на заданную величину углового шага, после чего резец совершает предыдущую операцию ещё раз. Изготовление зубчатых колёс последним методом – накатывания – состоит в деформировании заготовки зубонакатным инструментом до образования на внешнем слое зубьев заданной конфигурации и величины. Следует, однако, учесть, что несущее наименьшую нагрузку на режущий инструмент горячее накатывание не позволяет получить чистоту поверхности выше 8 класса.