Одной из наиболее востребованных операций по шлифовке поверхностей является так называемое круглое шлифование. Название, вопреки распространённому мнению, связано не с круглой (или цилиндрообразной) формой шлифовальных кругов, а с сечением шлифуемых деталей – к которым в первую очередь относятся различного типа валы конического и цилиндрического типа: иными словами – поверхности вращения.
Технологически такое шлифование представляет собой вид резки огромным количеством микрорезцов, в качестве которых выступают зёрна наиболее твёрдых естественных и искусственно созданных материалов, со степенью твёрдости по шкале Мооса от 9 (корунд и его виды) и выше, вплоть до 10 (алмаз). Шлифовке при этом подвергается внешняя поверхность деталей (в круглое шлифование технические энциклопедии обычно включают и обработку внутренних поверхностей цилиндрических и конических деталей – однако, по сути, такой его вид представляет собой финальную часть классической операции расточки, и потому рассматривается отдельно).
В случае круговой формы абразивного круга в шлифовке может участвовать как его периферийная часть, так и торцовая. А в процессе шлифовки шлифовальные круги и обрабатываемые заготовки движутся относительно друг друга различными способами – причём основным движением служит вращение абразивного механизма, а не детали. К числу таких способов относятся сочетания:
• вращения вокруг собственных осей как круга, так и заготовки (или круговая подача);
• вращательного движение либо круга, либо заготовки вместе с возвратно-поступательным движением второго элемента пары (или продольная подача);
• движение круга перпендикулярно заготовке или наоборот (поперечная подача);
• комбинация этих вариантов.
Особенностью процесса круглого шлифования является и значительно более высокая скорость вращения по отношению к поступательным движениям, что абсолютно нехарактерно для технологий обычной резки. Скорость реза при этом, не превышающая 35 м/сек, стандартна для обычного шлифования, до 60 м/сек – для скоростного шлифования и превышающая 60 м/сек – для высокоскоростного шлифования.